ИСТОРИЯ СЛОВЕНИИ
ГЛАВА 1
В своем общественно-экономическом развитии славяне оказались впереди авар. Связь славян с аварами становилась все более обременительной для них.
Государство Само. Карантания.
Аварам подчинялись не только предки словенцев, но и другие славянские племена: чехи, мораване, полабские славяне.
В 622/623 гг. славяне восстали против авар. Согласно франкскому хронисту Фредегару в то время там находился франкский купец Само со своими товарищами. «Когда виниды пошли походом против гуннов, — свидетельствует Фредегар, — купец Само, о котором я рассказал выше, отправился с ними в поход; и там столь большая доблесть проявилась в нем против гуннов, что было удивительно, и огромное множество их было уничтожено мечом винидов. Узнав доблесть Само, виниды избрали его над собой королем, там он и царствовал благополучно 30 и 5 лет».
Под его властью ОБЪЕДИНИЛИСЬ не только чехи, мораване и полабские славяне, но и славяне, обитавшие в верховьях Савы и Дравы, т.е. предки словенцев.
Франкский хронист сообщает, что около 630 г. в Восточных Альпах находилась область славян (marka Vinedorum), которая хотя и входила в племенной союз Само, но имела своего собственного князя Валука и пользовалась известной автономией.
Была ли Карантания (Марка Винедорум) частью государства Само, или же просто находилась с ним в союзнических отношениях, как полагает российский ученый В. К.Ронин, сложно ответить.
Для столь раннего периода истории славян границы между этими понятиями очень размыты. Во всяком случае Ронин полагает, что Карантания являлась устойчивым славянским княжеством уже к началу VII в., то есть до появления племенного образования Само.
В 631-632 гг. карантанский правитель Валук принял в свои земли племя болгар, которое бежало от авар и баварцев.
Племенной союз Само успешно отбивал нападения внешних врагов — не только авар, но и войск франкского короля Дагоберта.
В 631 г. Дагоберт потребовал от Само возмещения ущерба за ограбленных и убитых славянами франкских купцов. Само отказался. Тогда франки напали на славян и в первых боях одержали над ними победу.
Но в решающей битве, которая длилась три дня, франкские отряды во главе с самим Дагобертом были разбиты наголову. После победы над франками к племенному союзу Само примкнули и другие славянские племена, например полабские сербы во главе со своим князем Дерваном.
Что представляла собою «держава Само», как ее часто именуют в историографии?
Можно вполне согласиться с мнением В. К.Ронина, что она являлась временной КОНФЕДЕРАЦИЕЙ славянских племен, вступивших в борьбу с аварами, границы которой были подвижны и изменчивы — одни племена из нее выходили, другие — присоединялись.
После смерти Само в 658 г. союз славянских племен распался. Большинство славянских племен, входивших в него, снова попало под власть авар.
Однако княжество в Верхних Альпах осталось независимым.
Павел Дьякон упоминает о нем около 664 г. В это время сын умершего фриульского герцога Лупа бежал к славянам в Карантанию (Caranta- num). Он попытался с помощью карантанцев вернуть себе герцогство, но потерпел поражение и был убит.
Так в письменных источниках впервые упоминается это имя Карантания, название одного из первых славянских государственных объединений. Его население представляло собою раннефеодальную карантанскую народность, сложившуюся уже к началу VII в. Основу ее не составляло какое-то одно славянское племя (как хорваты в Хорватии, сербы в Сербии), а оно сформировалось на базе нескольких племен.
Б.Графенауер, опираясь на современные словенские говоры и топоноимику, полагает, что в восточные Альпы, т.е. в собственно Карантанию, переселенческие потоки шли главным образом с Карпат и из Моравии, а в южнословенские земли — с юго-востока.
Предположительно в состав карантанской народности вошли племена дулебов, мораван, хорватов, остатки местного населения. Но до сих пор нет единого мнения историков, идет ли речь о хорватах из Далмации, или Белой Хорватии в Карпатах.
Центром Карантании, его столицей являлся Крнски град на Госпо- светском поле недалеко от современного австрийского города Клаген- фурт (слов. — Целовец). Сведений о Карантании сохранилось немного.
14 Свод ...С. 378.
15 Grafenauer В. Zgodovina ... Zv. 1. S. 335.
16 Grafenauer В. Zgodovina ... Zv. 1. S. 268, 269.
17 Grafenauer B. Hrvati u Karantaniji / Historijski zbornik. 11-12. Zagreb. 1958-1959. S. 217.
Глава! • Переселение славян. Карантания. Христианизация... 17
После распада племенного союза Само она продолжала существовать как независимое объединение, почти постоянно находясь в конфликтах с соседними племенами лангобардов, баварцев, авар. Последние к концу VII в. снова усилились.
К середине VIII в. карантанцы с трудом сдерживали напор авар. Их князь Борут обратился за помощью к баварскому герцогу Одило. Тот помог карантанцам отбить нападение авар, но за помощь потребовал подчинения Карантании баварцам. Гарантией послушания Борута стали взятые в заложники его сын Горазд и его племянник Хотимир, а также дети из наиболее знатных карантанских семей. Это произошло около 745 г. Вступление Карантании под покровительство баварского герцога означало потерю ею независимости. Горазд и Хотимир воспитывались в Баварии в духе христианства, что давало баварскому герцогу дополнительный рычаг воздействия на карантанцев. В 749 г. князь Борут умер. Древний источник, относящийся к 871г. «Об обращении баварцев и карантанцев» (Conversio Bagoariorum et Carantanorum), возникший более чем через сто лет после описываемых событий, рассказывает о том, что случилось после смерти Борута. «Когда умер Борут, баварцы по приказу франков послали Горазда, который уже стал христианином, назад к этим славянам, которые просили о нем и которые сделали его своим князем. Но на третий год он умер. Опять к ним с дозволения господина Пипина, короля, по просьбе этого народа, был возвращен Хотимир, который стал христианином... И когда его приняли, ему этот народ дал власть князя».18 В этом сообщении важно отметить, во-первых, то, что карантанцы сами выбирали своего князя и, во-вторых, попав под покровительство баварцев, они одновременно оказались и под властью франкских королей, в данном случае Пипина, с разрешения которых и могли теперь избирать своих князей. С вокняжением Хотимира началась новая эпоха в развитии карантанского общества.
Что же представляло собою карантанское общество до подчинения Карантании баварцам? Словенские историки Б.Графенауер и П.Штих считают, что основу его составляли свободные земледельцы, которые объединялись в семейные и соседские общины. Из них уже выделился привилегированный слой косезов, по-видимому, дружинников князя. Косезы упоминаются впервые в X в. В немецких источниках их именуют «Edlinger». В 12-13 вв. они имели те же права, что и низшие немецкие
18 Grafenauer В. Ustoličevanje Koroških vojvod in država karantanskih slavjan.
Ljubljana. 1952. S. 69.
18 История Словении
феодалы — милиты. Косезы представляли собою достаточно многочисленный слой населения. Их имя сохранилось в названиях многих поселений, особенно в районах бывшей Карантании, теперешней Каринтии, а также практически по всей территории словенцев — Крайне, Штирии и даже Истрии. Они были лично свободны и обладали правом носить оружие, но наряду с этим у них были собственные наделы, которые они обрабатывали сами. Косезы пользовались еще одной привилегией — правом возводить на престол воеводу (герцога) в Каринтии.19
Этот обычай известен по источникам XII-XV вв. Несмотря на то, что на него наложили свой отпечаток феодальные порядки, в основе своей он относится ко временам славянской Карантании. В ряде средневековых документов описывается обряд возведения на престол герцогства Каринтии в 1286 г. тирольского графа Майнхарда. Наиболее полно рассказывает об этой процедуре аббат монастыря Ветринье (Каринтия) Иоганн Ветринский, один из лучших историков XIV в. Он принадлежал к наиболее знатным людям Каринтии, был капелланом герцога Генриха, а с 1341 г. — Альберта Австрийского Габсбурга. Свою хронику он начал писать в 1340 г. Вторая ее редакция охватывает период истории от Карла Мартелла до 1343 г.
Иоганн пишет, что сам обряд был произведен 1 сентября 1286 г. на Госпосветском поле (на поле Пресвятой Богородицы — рус.) недалеко от Клагенфурта (слов. Целовец). Здесь находится камень, представлявший собою обломок античной колонны, так называемый «Княжий камень». На нем восседает крестьянин, из семьи косезов, которым принадлежит наследственное право возводить герцога на престол. В одной руке он держит пеструю кобылу, в другой — пестрого быка. Вокруг него толпятся люди простого звания: крестьяне, горожане и др. К нему в сопровождении знати и рыцарства подходит герцог, одетый в крестьянскую одежду, с палкой в руке. Сидящий на камне крестьянин спрашивает его на славянском языке: Кто там идет? Сопровождающие герцога отвечают ему тоже по-славянски: Это воевода страны. Крестьянин задает новый вопрос: Является ли он справедливым судьей, который заботиться о благе родины, свободного сословия, является ли он почитателем и защитником христианства? Получив утвердительный ответ, крестьянин спрашивает: По какому праву он может заставить его оставить это место? Ему отвечают: за 60 денариев, за этих пестрых живот19
Kos M. Zgodovina Slovencev. Ljubljana. 1955. S. 85,86.
Глава I • Переселение славян. Карантания. Христианизация... 19
ных и одежду, в которую он одет, а также за освобождение дома семьи крестьянина от налогов. После этого крестьянин уступает свое место, предварительно наказав воеводе быть хорошим судьей. Воевода становится на камень и вертит вокруг себя обнаженным мечом. Это оз_начает, что он будет для всех справедливым судьей. Затем он пьет воду из крестьянской шапки в знак того, что не будет злоупотреблять вином. После этого воевода в крестьянской одежде идет в церковь Пресвятой Богородицы (Святой госпожи, Свети госпы, по-словенски. Отсюда и название поля — Госпосветско поле), где епископ совершает мессу и благо- славляет его. Только после этого воевода снимает крестьянскую одежду и переодевается в полагающийся ему наряд. Затем вместе с дворянством и высшим духовенством он идет на трапезу, после которой садится на каменный престол, находящейся также на Госпосветском поле, и там раздает феоды и рассматривает жалобы окружающих.20
Если вторая часть обряда, несомненно, являлась порождением феодальных порядков, то первая — восходила к более древним временам, а именно к временам независимой Карантании, когда свободные ка- рантанцы из своей среды избирали своего князя. На это указывает то, что вся первая часть обряда происходила на славянском языке и вое- вода-герцог присутствовал на нем в крестьянской одежде.
Хотя карантанцы в лице косезов еще избирали своего князя, однако уже стало обычаем выбирать его из одной и той же семьи: Боруту наследовали сначала его сын Горазд, а затем — племянник Хотимир. Установление наследственной княжеской власти существенно отличает Ка- рантанию от племенного союза Само. Карантания уже не являлась племенным союзом, а раннефеодальным государственным объединением.
Подчинение Карантании Франкскому королевству. Христианизация словенских земель. До принятия христианства карантанцы являлись язычниками. У них, как и у всех славян, особым уважением пользовались Перун, бог грома и молнии, покровитель воинов, Велес, заботившийся о скоте и торговле, бог солнца Даждьбог. Помимо этого имелось множество низших богов — вил, водяных, леших и т.п. Согласно археологическим данным большое языческое святилище располагалось в Мильштате около озера. Там находились столбы, на которых были символы славянских богов: головы льва, волка, козы.21 Пер20
Grafenauer В. Ustoličevanje ... S. 93-103.
21 Pleterski A. Ecclesia demonibus addicta. Povedka o poganskem svetišču v Millstattu / / Zgodovinski časopis. N2 3. S. 297.
20 История Словении
вые попытки проповедовать христианство среди славян предпринимались уже в начале VII в. В 612 г. миссионерскую деятельность среди предков словенцев вел ирландский монах Колумбан, в 630 г. — епископ из Утрехта Аманд. Но эти попытки не увенчались успехом.
Планомерная христианизация карантанцев началась после того, как они попали под власть баварского герцога. Последний видел в ней важный рычаг усиления своего влияния среди славянских подданных. Внедрение христианства проводилось силами Зальцбургского епископства, тесно связанного с баварскими государями. С 748 по 785 г. зальцбургским епископом являлся ирландец Виргилий, посланный в Баварию франкским мажордомом Пипином. К Зальцбургскому епископству принадлежало и аббатство св. Петра. Как представитель ирландской церкви Виргилий проводил христианизацию язычников более мягкими средствами, чем официальная франкская церковь. Зальцбургские миссионеры пользовались в своих проповедях славянским языком, переводили на него некоторые молитвы и религиозные тексты. Об этом свидетельствуют Фрейзингские отрывки, возникшие около 800 г. и сохранившиеся в рукописи, написанной на рубеже IX и X вв. Это были переводы молитв не с латинского, а с немецкого языка, которыми пользовались проповедники христианства. Миссионеры пытались заручиться поддержкой влиятельной племенной верхушки.
Первый христианский князь в Карантании Горазд правил всего три года. Систематическую христианизацию своих подданных стал проводить его преемник князь Хотимир (752-769). Перед возвращением на родину он дал Зальцбургскому епископу Вергилию обещание платить налог аббатству св. Петра. Хотимира сопровождал в Карантанию специальный представитель епископа Майоран. Через некоторое время Хотимир попросил у Зальцбургского епископа, чтобы он посетил Карантанию для укрепления веры ее народа. Виргилий послал туда епископа Модеста и с ним священников Ваттона, Регинберта, Гозария, Латина и Экхара.22
Карантанцы относились к христианству по-разному. Его распространение поддерживал сам князь и его окружение. Ему сочувствовали самые низшие слои населения: рабы и несвободные, значительная часть которых происходила от дославянского населения, так называемых влахов. Многие из них еще до прихода славян исповедовали христианство.
22 Grafenauer В. Zgodovina ...Zv. 1. S. 366,394-396,401.
Глава! • Переселение славян. Карантания. Христианизация... 21
Среди противников христианства были прежде всего свободные земледельцы, члены сельских общин, а также часть знати из соперничающих с Хотимиром группировок. Уже при правлении Хотимира произошло два выступления против христианских проповеднйкс^, которые князь сумел подавить своими силами.
Все же деятельность христианских миссионеров принесла свои плоды уже в самые первые годы. Епископ Модест, остававшийся в Ка- рантании до самой своей смерти в 763 г., сумел построить и осветить три церкви, в том числе Богородицы на Госпосветском поле, где и находится его могила.23
После смерти Хотимира началось поголовное восстание карантан- ского населения против христианских проповедников. Все они были изгнаны из страны, а церкви разрушены. Восстание продолжалось с 769 по 772 гг. Местные силы христиан не смогли с ним справиться. Баварский герцог Тассило III сначала попытался уладить дело мирными средствами. В 769 г он установил в районе верхней Дравы на границе с Ка- рантанией монастырь, «чтобы неверный род славян привести на путь истины». Но положение не изменилось — карантанцы отказывались принимать христианское духовенство. Только вторжение баварского войска положило конец их выступлению. На княжеский престол вступил князь Валтунк, который стал проводить политику Хотимира. Та- сило III в 777 г. основал на границе с Карантанией монастырь Крем- смюнстер, ставший центром миссионерской деятельности Зальцбурга. Вплоть до смерти епископа Виргилия оттуда каждый год отправлялись группы проповедников. Первые миссионеры среди карантанцев являлись немцами. В основном Карантания была христианизирована в 752- 784 гг. За это время среди карантанцев действовало 10 христианских миссий.24 С самого начала при распространении христианства среди карантанцев зальцбургские миссионеры употребляли славянский язык.
После разгрома языческого восстания в Карантании баварский герцог Тасило III решил избавиться от подчинения франкам. Он выступил против них, но был разбит войсками Карла Великого (768-814) в 788 г. В результате герцогство Бавария потеряло свою относительную самостоятельность, стало одной из областей Франкской империи, сам Тасило III и его наследник были постриже